ИТАЛЬЯНСКИЙ ДВОРИК НУ РУССКИЙ МАНЕР
Модные журналы и похожие на цветники европейские города наконец
сделали свое дело. Девиз «жить красиво» теперь распространяется
у нас не только на квартиры и дома, но и на то, что раньше называлось
приусадебным хозяйством. Демобилизация картошки и патиссонов оставила
в душе латифундистов чувство растерянности - если не они, то кто
же? Новоявленные собственники не находят удовлетворения в канадском
газоне или наспех разбитой цветочной клумбе. Даже уважаемая альпийская
горка теперь не является визитной карточкой ландшафтной архитектуры.
Душа просит индивидуального подхода и более сложных решений.
Процесс благоустройства ландшафта условно делится на три этапа.
Первый, задающий тон, - детальное исследование территории. Подробный
анализ почв по разным показателям, от агрохимии до токсинов, позволит
безошибочно выбрать виды и сорта растений. Ведь не секрет, что
даже обыкновенная ромашка может на соседних участках чувствовать
себя по-разному: здесь - угасает, а там, глядишь, пышет здоровьем.
Многое зависит и от того, сколько солнечных лучей попадает на
землю. Больше, в данном случае, не значит лучше - главное, точно
определить, каковы отношения света и тени. Геодезическая съемка
позволит увидеть участок насквозь (нет ли где золотой жилы?),
а учет и диагностика уже существующих растений - решить, что необходимо
ликвидировать, а что оставить.
После исследования территории начинается бумажное творчество.
Второй этап работы предполагает подготовку подробной документации:
генерального плана, разбивочных чертежей, эскизов отдельных архитектурных
элементов - аркад, беседок, гротов, водоемов. Эти бумаги - фундамент
будущей деятельности профессионалов по моделированию окружающей
среды. Но поскольку она имеет самое непосредственное отношение
к владельцу участка, ему стоит внимательно изучить документы.
Менять что-либо на этапе реализации крайне сложно, тем более что
это требует лишних затрат - нервов, времени и денег.
Все завершается непосредственной работой на объекте. Тут плоды
деятельности геодезистов, почвоведов, дендрологов, архитекторов
и дизайнеров соединяются в целое, чтобы по весне распуститься
сумасшедшим букетом в обрамлении мощеных дорожек и сияющем нимбе
садовых фонарей. По такому стандартному плану ландшафтный дизайнер
Марк Есаян вел работу над проектом, где грамотное применение архитектурных
форм позволило создать гармоничную среду и визуально расширить
небольшую площадь участка. Заказчиком были сформулированы несколько
функциональных задач. Дело в том, что фасад дома «смотрел» на
соседний участок, по границе которого стали в ряд несколько гостроек.
Было необходимо придумать интересный архитектурный
элемент, максимально закрывающий забор и глухую стену чужого гаража.
Кроме того, хозяйка хотела разбить на этой незначительной площади
газоны, цветники, миксбордеры, разместить живую изгородь, а также
водоем и беседку, соединенные дорожками. Разумеете», все перечисленное
должно было вписаться в общую композицию.
Задача не из легких. Ведь оформляемая территория составляет всего
три сотки, к тому же она сильно заболочена. Немалую головную боль
архитекторам доставлял дом - стандартный канадский «сэндвич»,
который в принципе тяжело сочетается с любым ландшафтом. И все
же архитектору удалось придумать интересный ход. Треугольная беседка,
плавно переходящая в аркаду, во-первых, скрыла соседские сооружения,
а во-вторых, визуально разделила участок на внешнюю и внутреннюю
зоны. Строгая лаконичная геометрия этого сооружения подчеркнула
мягкие линии пейзажа, как бы напоминая о том, что грамотный ландшафт
не терпит вычурных декора и архитектуры. Что может быть гармоничнее
самой природы? При искусственном оформлении территории следует
придерживаться основных природных законов цвета и формы, считают
профессионалы. Красота не всегда должна быть очевидна, где-то
ее нужно прикрыть тенью-вуалью, обещающей неразгаданные тайны.
Для
цветового оформления парадного входа беседки был выбран спокойный
светлый тон. С ним удачно контрастируют графика кованых решеток
портала и лаконичная геометрия фонаря, закрепленного на фальшпанели.
Яркая картина предстает перед тем, кто только вошел на участок.
Первое впечатление - удивление и восхищение - задает тон дальнейшему
путешествию по окрестностям этого дома.
Попасть в приватную часть сада, которая практически не видна
со стороны улицы, можно через арку. Здесь располагается своеобразное
патио - внутренний дворик на итальянский манер, столь непривычный
для архитектуры средней полосы. Он огражден необычной по форме
и содержанию галереей небесно-голубого, навевающего невинные мечты
цвета. В аркадах галереи заточены пересохший ручей и сад камней,
вернее, его имитация. Вьющийся по шпалерам партеноциссус (девичий
виноград) придает южный шарм этой композиции. Отсюда можно попасть
в беседку, которая связывает приватную и общественную зоны сада.
Дизайнеры украсили патио яркими цветниками, сочность их чуть
разбавлена неброской зеленью газона и живой изгороди. Голубую
аркаду подчеркнули теплым тоном природного камня, из которого
выполнен водоем. Этот неглубокий пруд оснащен фонтаном с различными
техническими приспособлениями, модулирующими
поток воды, например, в каскад. Дно выложено камнями, и если в
момент циркуляции воды включить подводное освещение, создается
впечатление, что происходящее вокруг - сюрреалистическая пьеса,
а фонтан здесь главная декорация.
В освещении сада было использовано несколько типов светильников.
С парадной стороны в аркаде установлены прожекторы, дающие мягкий
фиолетовый свет, В конструкции водоема заложена специальная подсветка,
а в беседке - галогеновые лампы. Лирическое настроение внутреннего
дворика усиливается фонарями из кованых прутьев и фактурной жести.
Освещение можно комбинировать: для тихого вечера подойдет приглушенный
свет, а для званого ужина - полная иллюминация, при которой даже
самой безлунной ночью будет отчетливо виден затейливый рисунок
дорожек.
Определенный
акцент в декоре парадной части сада сделан на мощение дорожек.
Поскольку заказчик уже приобрел железобетонную плитку бежево-розового
тона, архитекторы создали рисунок на ее основе. Плитка комбинировалась
с природным камнем - песчаником, речной галькой, белой мраморной
крошкой, финским красным кирпичом. Изначально узор был обозначен
на плане, но тщательный подбор оттенков, формы и материалов на
месте несколько корректировался. Методом проб и ошибок мастера
искали необходимую цветовую гамму. В результате получился рисунок
в азиатском стиле, вполне гармонирующий с общим оформлением.
Главное в деле организации ландшафта - терпение. На разработку
и реализацию вышеописанного проекта потребовалось... семь месяцев.
Хотя, учитывая объем проделанной работы, этот срок можно назвать
рекордно минимальным. Ведь, будучи абсолютно неухоженным осенью,
уже весной этот участок являл собой законченный ансамбль из малых
и больших архитектурных форм, индивидуально спроектированных декоративных
элементов, аккуратно подстриженных бордюров из туи, не успевших
пока подрасти деревьев и радостных, похожих на маленькие солнца
цветов, пустивших корни на новом месте.
Моника ЗВОНЧЕВСКАЯ
Журнал "Мир и Дом"